/Как работает ESP (система курсовой стабилизации)

Как работает ESP (система курсовой стабилизации)

Практически любой современный город в час пик замирает в пробке. В лучшем случае поток машин еле движется, а водители всё больше напрягаются, желая поскорее оказаться в месте назначения. Интересная ситуация: активные люди на довольно резвых автомобилях абсолютно не могут ни проявить себя, ни использовать мощность своих машин. Но иногда появляется такая возможность, и они показывают довольно-таки экстремальные трюки.

И самое интересное, что часто это не заканчивается трагично, несмотря на отсутствие у водителей специальной подготовки и, скажем, наличие снега. А фокус тут не в простых движениях рук, а в работе систем активной безопасности. Вот так работа самого авто остаётся незамеченной. Её мы и постараемся обсудить на примере системы стабилизации курсовой устойчивости.

Для обозначения данной системы используются различные названия, имеющие один и тот же смысл. Они подчёркивают то, что данное устройство поможет предотвратить потерю управляемости автомобиля водителем. Наиболее широко используется название Electronic Stability Program (ESP).

Задумка о возможности изобретения такого механизма родилась в 60-е годы. Изобретение сразу же было запатентовано автором. Но на создание системы ушло порядка 30-ти лет. В 90-е годы ESP уже серийно устанавливали на автомобили Mercrdes-Benz. В наше же время данной системой опционально комплектуется практически любая машина.

Как работает ESP?

ESP представляет собой небольшой прибор. Это блок, который монтируется в моторном отсеке автомобиля и подключается к системам, управляющим двигателем и другими элементами автомобиля (например, к антиблокировочной и антипробуксовочной системам). Сигналы со всех возможных датчиков автомобиля (датчики количества оборотов двигателя, угловой скорости, давления в тормозах и так далее) поступают в “мозг” ESP, где записаны различные алгоритмы поведения автомобиля на дороге. К этими алгоритмами, содержащими характеристики показателей различных механизмов, соотносится вся полученная с датчиков информация. При определении системой возможности возникновения какого-либо варианта потери управляемости автомобилем, например, заноса, ESP пользуется связанными с ней системами. Антипробуксовочная и антиблокировочная системы, в свою очередь вмешиваются в управление автомобилем.

Если система курсовой стабилизации связана с автоматической трансмиссией, она самостоятельно выбирает необходимую в данной ситуации передачу.

Результатом всей этой работы является то, что сохраняется устойчивость машины на дороге при возникновении опасных моментов с максимально-возможным сохранением курса движения.

Можно подумать, что ESP путём своего вмешательства усиливает нагрузки на автоматическую коробку передач и двигатель в критических ситуациях. На самом деле, происходит перераспределение крутящего момента, что наоборот нормализует работу данных агрегатов.

МЕТКИ: